Tshernyshova1

Содержание

Статьи о картинах

Другие статьи

 

Газета «Вечерняя Казань», 8 февраля 1988 г. Раздел «Выставки»

На снимках: на выставке; работы художника П. Валюса «Рыбенок» и «Суздаль. Тишина».

В.ЧЕРНЫШЕВА Зав. отделом Музея ИЗО ТАССР. 

К сердцам настойчиво взывая 

      В музее ИЗО ТАССР с успехом демонстрируется выставка московского художника Петра Валюса.

 

      Лет 15 назад, будучи в Москве, я попала в мастерскую Петра Адамовича Валюса. В переулке Островского, недалеко от метро «Кропоткинская», по субботам открывались двери полуподвальной квартиры, где можно было увидеть полотна, созданные художником. Они были развешаны по стенам двух небольших комнат и коридора.
    Картины открывали зрителю иной мир. В них не было привычного действия, сюжета, все было решено совершенно иначе, чем мы привыкли видеть. А потому легче было сказать: это не так, так не должно быть! Но картины властно приковывали твой взгляд, заставляли думать. Потрясало напряженное размышление, раздумье художника о хрупкости мира и незащищенности человека перед злом во всех его проявлениях.
    Петр Адамович Валюс мог бы повторить вслед за Бруно Ясенским известные слова этого писателя: «Бойтесь равнодушных — это с их молчаливого согласия творится зло и совершаются все преступления...» Эскизы к» картине «Отчуждение» («Заговор равнодушных»), картина «Горе» («Человеку плохо») — результат серьезных раздумий над судьбами тех, чью жизнь искорежила и деформировала эпоха культа личности, когда человека можно было затравить за честность, особое мнение, за правду, предать его гражданской или физической казни.
    15 лет назад в мастерской художника я увидела и не могу до сих пор забыть картину «Инквизиция». Маленькая, хрупкая, как стебелек, но непреклонная в своей решимости фигурка противостоит тупому злу в трех его ипостасях —- соглядатая, доносчика и палача. В человеке ощутима та сила духа, которую нельзя согнуть или сломать, хотя так легко сломать его самого. И, глядя на эту картину, мы, зрители, испытывали острое беспокойство и страх за человека, но одновременно — и гордость, и радость.
    Или другая работа, о войне. Как по-разному отзывается она в людях, переживших ее! Одни стараются никогда ее не касаться, забыть, словно ее не было, загнать воспоминания в самый дальний угол памяти и сознания. Другие постоянно возвращаются к ней, тщательно воскрешая каждую страницу страшной книги войны.
    Валюс относится к редкому типу .художников, в творчестве которых война получила философское осмысление — как вечная угроза самой идее жизни. Война в картинах Валюса — это не бой с его жестокостью, кровью и смертью тысяч людей. Война у него воплощена в раздумьях о Жизни и Смерти, показана как вечное их противостояние.
    Это особенно актуально сейчас, в наш атомный век, когда абсурдным становится само понятие победы. Оттого «Ника» Петра Валюса (на выставке — темперный эскиз к картине) — это богиня Победы, как бы обожженная атомным взрывом, ослепшая, с разодранным в крике ужаса ртом.
    В художественном мире Валюса поражает удивительная свобода' в интерпретации вечных тем искусства. Взять хотя бы его работу «Материнство». В традиционном представлении материнство — это символ жизни, высокой духовности, величавого покоя и нежности. Здесь сразу вспоминаются мадонны гигантов Возрождения — Леонардо да Винчи и Рафаэля. Эти полотна, конечно же, несопоставимы с картиной Валюса (как и «Герника» Пикассо, например). С полотна Валюса вопиет трагическая беззащитность жизни: мать всем своим существом стремится прикрыть, заслонить, защитить дитя от ужасов современного мира. О каком величии и спокойствии может идти речь, когда все перекрывает единый порыв, единая страсть — спасти!
    Совсем иначе, но оттого не менее мощно, звучит эта тема в картине «Война, Мооква 1941 года». Черные дома и улицы, в просвете домов — серое небо с заградительными аэростатами, и на все это проецируется чуть светящийся силуэт будущей матери. Как хрупка Жизнь, настоящая и будущая, как мала грань, отделяющая ее от небытия!..
    «Десятый-круг» — картина, о которой словами рассказать трудно. Художник изобразил взрыв — всепоглощающий и все превращающий в пустоту и мрак. И лишь в левой части картины — профиль Данте, ближе к эпицентру — голова Эйнштейна и над ними — Мать с ребенком на руках. Что значат те девять кругов ада, которые описал в своих стихах великий флорентиец, перед возможностью уничтожения всей жизни на земле?! Лицо-маска одного из титанов мысли, создателя современной физики Альберта Эйнштейна неестественно освещено взрывом, и от этого один глаз как бы слеп, другой темен, и лишь в глубине его — ярким оранжевым бликом — светящаяся мысль. А над ними парит, как мираж, хрупкая фигурка матери, на руках у которой — ее дитя, ее надежда.
    На нашей казанской выставке экспонируются также прекрасные темперные пейзажи и натюрморты Петра Адамовича Валюса.
    Цветы, целая серия цветов — маки, гладиолусы, розы, тюльпаны... Самое неожиданное — что это не просто красивые цветы, и даже совсем не обязательно красивые, — здесь многое условно, многозначно, каждый лист подобен рассказу или поэме, созданным средствами живописи.
    Эту выставку трудно смотреть — она держит зрителя в постоянном эмоциональном напряжении.
    И все же смотреть ее радостно. Она открывает вам душу художника — яростного и нежного, взывающего и скорбящего, страстно любящего жизнь.