Феномен человека, 99 г.., холст, масло, 70х52, см. |
Вера Собко
КАРТИНЫ, КОТОРЫЕ ЗАСТАВЛЯЮТ ДУМАТЬ
Когда видишь картины Валерия Валюса впервые, трудно сразу понять, нравятся
они тебе или нет. В них совершенно нет ничего привычного, того, что ты хотел
бы увидеть и что могло бы доставить "радость узнавания". Картины вызывают
странное беспокойство, к ним постоянно мысленно возвращаешься, и возникает
желание ещё раз на них взглянуть. Самый широкий спектр мнений - от
абсолютного неприятия до восторженности и полного признания его стиля
сопровождает выставки художника. Его манера письма обусловлена не желанием
эпатировать публику, а тем, что Валерий Валюс - ярко выраженная
индивидуальность, как в жизни, так и в творчестве. Произведения Валюса имеют
своё "лицо" совсем не потому, что он нашёл какой-то особый художественный
приём, а потому, что он предельно чётко, можно сказать - обнажено,
формулирует на полотне свою мысль. Если условно подразделить живопись на
созерцательную и смысловую, то Валюс, бесспорно, принадлежит к выразителям
конкретной идеи, которая в образном воплощении становится более доходчивой.
Художник обращается, прежде всего, к человеческому разуму. Но чтобы мысль
дошла до сознания, по законам психологии она должна быть эмоционально
окрашена. Именно этим определяется живописный стиль Валерия Валюса.
Насыщенная, звучная палитра, локальные цвета, широкий, густой мазок -
художник часто работает мастихином, - всё это приковывает внимание. И вслед
за этим идёт вживание в сюжет, его постепенное прочтение. Далеко не все вещи
"читаются" с первого раза, многие требуют дополнительных размышлений. Но в
этом-то и заключается притягательность работ художника.
Как довольно часто происходит в наше время, Валюс пришёл в искусство совсем
из другой области. Он окончил физфак МГУ, занимался геофизикой, успешно
защитил диссертацию. Однако, в его жизни были предпосылки для того, чтобы
воспринимать действительность не только с точки зрения точных наук. Мать
Валерия - известная писательница Анна Вальцева, во многих своих
произведениях обращается к теме творчества. В частности, роман "Счастливый
человек" посвящён выдающемуся художнику Петру Адамовичу Валюсу - отцу
Валерия. Наверняка многие москвичи помнят, как в начале семидесятых толпы
людей приходили в мастерскую в переулок Островского посмотреть картины Петра
Валюса, поскольку официально они нигде не выставлялись. Когда после смерти
Петра Валюса мастерскую отобрали, и возникла опасность, что картины могут
уничтожить, Валерий сумел вывезти работы отца на Запад. Эмиграция оказалась
очень непростой вехой в его судьбе. Именно там он начал писать картины. С
приходом к власти Горбачёва Валерий вернулся на родину и привёз полотна
отца.
В творчестве Валерия Валюса аккумулированы все саамы больные
проблемы человеческого общества: советского-несоветского-постсоветского. Все
вечные и животрепещущие темы: свобода и несвобода, возможность говорить и
быть услышанным, ценность человеческой жизни и её смысл, войны и
экологические катастрофы. Одним словом, всё то, что имеет отношение к
каждому из нас и над чем мы не так уж часто задумываемся. Даже названия
картин говорят о социальной, а точнее, общечеловеческой направленности его
творчества: "Как закалялась сталь", "Праведник", "Аргумент", "Конфессии
делят Бога", "Женщина и церковь" и т.д. Но жизнь имеет и другую сторону, -
интимную, лирическую, ту, где возникают коллизии взаимоотношений между
двоими. Острота восприятия и фантазия позволяют художнику и эту тему
раскрывать довольно неожиданным образом, словно бы приглашая переживать и
оценивать собственные поступки.