Бретт2

Содержание

Статьи о картинах

Другие статьи

Перевод с немецкого. Чтобы увидеть текст на языке оригинала, щелкните левой кнопкой мышки здесь.

 

Бригитта Маршалл

 

ФЕВРАЛЬ 84 / ВЕРНИСАЖ - журнал для друзей галереи

 

ВЫСТАВКА

ПЕТР ВАЛЮС

ВЫСТАВКА ПЕТРА ВАЛЮСА БУДЕТ ОТКРЫТА В ФЕВРАЛЕ В НОВОМ ПОМЕЩЕНИИИ ТЕАТРА БРЕТТ, MÜNZWARDEINGASSE 2, 1060.

 

В 1977 Валерий Валюс  эмигрировал из СССР на запад. Одной из причин этой эмиграции были картины его умершего отца: Петра Валюса -  художника, не получившего официального признания. До настоящего времени ожидаемое признание отсутствовало также на Западе. Петр Валюс является все еще неизвестным и, возможно, не понятым художником.

Он родился 18 мая 1912 в Москве. С раннего возраста он интересовался живописью, дружил с художниками, посещал ателье, самостоятельно учился живописи. В 1936 он закончи  архитектурно-строительный институт и работал как инженер-строитель. 11 лет спустя он оставил свою профессию, чтобы иметь возможность посвятить себя искусству. Он зарабатывал  на жизнь сначала как художник-декоратор в детском театре, позже иллюстрировал книги и делал обложки к ним. Как график он стал членом Союза художников СССР. В это время Валюс сотрудничал с различными художественными группами, выезжал на природу на этюды, писал ландшафты, виды города - чаще всего задворки - и портреты знакомых. Предпочитаемым материалом было масло на грунтованом картоне. На вопрос о стиле своего искусства он отвечал: "Я - реалист." Иногда он добавлял: ". . . ведь слезы, боль и радость - это реальность."

Многие из его написанных маслом или темперой картин  - это выражение боли и отчаяния, являются тяжкими фантазиями, кошмарами. В 1967 возникала картина "Распятие": тело без пропорции уходящее в бесконечность, головой вниз, прибитое к кресту, изувечено, разбито: замученный Христос или изображение человека, его положения по миру? Некоторые из его картин посвящены женщинам: святым, беременным, об изнуренным физическими и психическими нагрузками.

"Ника" - греческая богиня победы - простирается на весь холст, с открытым в крике ртом. Ее тело дано четкими контурами, а ее крылья светятся в розовым и лазоревым.

На картине "Лета" одинокий человек стоит на фоне реки заключенной между тусклыми берегами и темным небом, посередине гнетущего пространства, как выражение реальной близости смерти. Картины содержат мгновения интенсивного переживания. Скрытые чувства и мысли вырываются из картин, взрывают границы. Кроме того, есть работы с политическим содержанием.

"Суд идет": судья и палач, сильный красный кулак, орущий зеленый рот, фигура подсудимого дана как белый контур перед острым сводчатым окном с крестообразной решеткой.

 Художественные советы отвергали его крупноформатные картины. В 1970 Валюс нашел подвал, который он перестроил в ателье. Уже тяжелобольной он работал более интенсивно чем прежде. В январе 1971 написал последний "Портрет жены". 13 февраля Петр Валюс умер от рака.

С 1971 по 1976 его жена и сын показывали картины в ателье художника. В 1976 дошло до насильственного закрытия ателье полицией. Картины смогли вывезти в безопасное место заранее. Тогда закон "О защите культурных и исторических памятников" представлял угрозу для всех частных коллекций. Шедевры конфисковались, если они "неправильно хранились или использовались не по назначению", например если картины по собственной инициативе показывались публике.

Для семьи, таким образом, исчезла возможность выставлять картины в Советском Союзе. Вывезти картины сыну удалось легально. Тогда правила, которые время от времени меняются, были следующими: можно было взять с собой 3 картины маслом или 6 графических работ. Работы должны были рассматриваться комиссией и снабжаться отметкой "никакой художественной и исторической ценности не имеют". Кроме того, заявитель должен был оплатить полную стоимость картин. Вдова смогла оплатить стоимость экспорта картин, так как во время вышла ее книга о художниках, в том числе также о ее муже (был издан ее роман "Счастливый человек"). Также удалось вывезти не 3, а все отобранные картины.

В 1978 сын смог показать картины в Вене в фирме "Сименс". Последовали выставки в университетах, в народных университетах, в молодежном клубе "Форум 3" в Штутгарте, в Тюбингене и Париже. Валерий Валюс сожалеет о недостаточном интересе к картинам. До сих пор ему не удавалось показывать шедевры в музеях и выставочных залах.

Коммерческие галереи отпали, так как они заинтересованы в продаже картин. Коллекционеры снова и снова предлагают свои услуги, все же, сын хотел бы продавать работы по моральным причинам не отдельным любителям. Валерий Валюс организует выставки в "свободных для искусства" местах: на улице, в школах, в кафе, в страховых обществах. В его ожидания не оправдались, он в основном он хранит картины  в квартире. Тем не менее, он не устал писать письма, искать контакты, находить "стены" для картин его отца. "Театр Бретт" предлагает ему теперь эту возможность. Ника Бреттшнайдер открыта новшествам: собственный театр в Переулке Мюнцвардайн 2 открывается 24 января спектаклем по роману Иоганна Амоса Комениуса "Лабиринт мира и рай сердца", одновременно открывается выставка картин Петра Валюса, которая будет открыта по 3 марта.

Ника Бреттшнайдер не только ценит эти картины, по ее мнению, они близки в своем миропонимании произведению чешского теолога и педагога Комениуса. Театр открыт с 18 ч. и предоставляет, таким образом, возможность спокойно посмотреть картины.